В Донецке зарабатывают на
холодном воздухе. Таксисты стали брать деньги за работающий в салоне
кондиционер. Объясняют это тем, что климат-контроль увеличивает расходы
топлива. «Вызов такси стоит 15 грн., один километр —2,5 грн. Хотите
ехать в прохладном салоне, заплатите еще 2,5 грн. за каждый километр.
Нет? Тогда я просто открою окно», — рассказал водитель
«Хюндая» Николай Коляденко. По его словам, платить за воздух пока
соглашаются единицы. Понять дончан можно. «Если уж в машине есть
кондиционер, то зачем доплачивать?!, — возмущается менеджер Петр
Совенко. — У меня у самого иномарка. Кондиционер сжирает примерно 1 литр
на 100 км. Если уж и брать дополнительную плату, то никак не двойной
тариф».
Не в восторге от идеи платы за воздух и профсоюз
таксистов Донецкой области. «Во многих ведущих службах запрещено
использовать саму терминологию «добавка за кондиционер». Но есть
некоторые личности, требующие повышенную плату. Логика такая:
эксплуатация кондиционера увеличивает стоимость проезда. Но это очень
незначительная сумма. Да и делить ее надо надвое, ведь не только
пассажир пользуется прохладным воздухом, но и водитель. Тут нет никакого
экономического расчета. Брать деньги за прохладу нельзя, иначе мы
скатимся к тому, что зимой нужно будет брать деньги за работу печки», —
уверен председатель профсоюза Виктор Гула.
«НУЖЕН КОНТРОЛЬ МЕСТНОЙ ВЛАСТИ»
«Если таксист заранее предупреждает, что поездка
будет комфортней, но дороже, формально он не нарушает законодательство.
Это устная сделка. У потребителя есть право выбора — он может отказаться
от этой допуслуги», — поясняет председатель Донецкого областного
общества защиты прав потребителей Александр Удовиченко. Впрочем, здесь
возникает проблема с ценообразованием. «Цены у нас в стране свободные.
Но таксопарки просчитывают свои предельные тарифы и согласовывают их с
местными властями. После всех этих процедур фирма в своей рекламе
озвучивает тариф, а это уже своеобразный публичный договор. И просто так
менять условия этого «договора» нельзя. Если изменения происходят, на
них должны обратить внимание местные власти. Тариф за кондиционер
возможен, но должен быть согласован с властями», — считает Удовиченко.
Кстати, в этом году правительство должно разработать единые правила
работы такси, в которых будет четко указано, с какими авто и с какой
комфортностью таксисты смогут получать лицензию.