![](http://img7.vkrugudruzei.ru/images/017/640/75/blog/7F77DDE86C924ED88814FC97E2C9F74D_img.jpg)
Третий Спас установлен церковью в честь
перенесения из Эдессы в Константинополь Нерукотворного образа (Убруса)
Господа Иисуса Христа.
В народе этот Спас называют ореховым, холщевым или хлебным.
Согласно древнему преданию, основанному на документе, найденному в IV в.
Евсевием Кесарийским в Эдессинском архиве, властитель месопотамского г.
Эдессы Авгарь страдал проказой; желая избавиться от поразившей его
неизлечимой болезни и зная об исцеляющих способностях Иисуса Христа, он
послал к Спасителю живописца Ананию с письмом, в котором просил Господа
придти и исцелить его. Господь обещал послать к князю одного из своих
учеников, а все попытки Анании написать образ Иисуса Христа остались
безуспешными.
Тогда Господь попросил
подать ему полотенце и отер свое лицо. На полотенце отпечатался его лик.
По воскресении Христа, апостолом Фомой был послан один из 70 учеников
Христа Фаддей, который с помощью Нерукотворного образа Спасителя исцелил
царя от тяжелого недуга и распространил там христианство. Образ Иисуса
Христа, прикрепленный царем Авгарем над главными воротами города, был
похищен мусульманами, и лишь девять столетий спустя был выкуплен
византийским императором Михаилом III. В 944 году, в царствование
Константина Багрянородного, Эдесский образ был перенесен в
Константинополь, тогда же и было установлено празднество в честь этого.
Позже
с изображения Христа было написано множество икон, которые носили
названия "Спас на полотне"; "Спас Нерукотворный". Особой известностью и
ценностью обладала новгородская икона XI в.
В
народе Третий Спас, кроме названия "Спас на полотне", носил
наименование "Спас на холсте", либо "Холщовый Спас", так как в данный
праздник происходили ярмарки, на которых торговали полотном и холстами.
Особенно знаменитой была ярмарка в селе Зеленые Горы Нижегородского
уезда. Говорили: "Первый Спас - на воде стоят; Второй Спас - яблоки
едят; Третий Спас - на зеленых горах холсты продают". В другом варианте
звучало: "Первый Спас - на воде стоят; Второй Спас - яблоки светят;
Третий Спас - именинный сноп встречают", так как к Третьему Спасу в
некоторых местах, вместо дня Успения Богородицы, приурочивались дожинки и
обряды, связанные с последним именинным снопом (см. Дожиночный сноп),
поэтому и называли Третий Спас - "Хлебным". Говорили: "Третий Спас -
хлеба припас"; "Хорошо коли Спас на полотне - хлебушко на гумне"; "Хорош
Третий Спас - зимой будет квас".
В
день Третьего Спаса или около него крестьяне совершали "досевки", т.е.
сеяли озимую рожь. После общей домашней молитвы хозяйки провожали мужей
на поля с хлебом и солью; при этом на телегу укладывали три снопа, а
сверху помещалась предназначенная для посева рожь в мешках. На поле
засевальщиков встречали ребята с гречневой кашей. После посева озимого
хлеба пирог и каша съедались всей семьей.
Называли
Третий Спас и ореховым, так как к этому дню поспевали лесные орехи и
начинался их сбор. Работа по сбору орехов могла продолжаться и несколько
дней. По народным представлениям, урожай орехов предвещал на будущий
год урожай ржи.
На Третий Спас
происходил последний отлет ласточек и журавлей: "Кто когда хочет, а
журавль к Третьему Спасу отлетает"; "Если журавль отлетит к Третьему
Спасу, то на Покров будет мороз, а нет - так зима позже".